- БАХ (Bach), Иоганн Себастьян
- (1685-1750)Величайший из немецких музыкальных гениев родился в семье музыканта. С 15-ти лет пел в хоре монастырской школы. Служил придворным органистом, камерным музыкантом, капельмейстером, кантором в школе при церкви Св. Фомы, придворным композитором саксонского короля. Был дважды женат и являлся отцом двадцати детей; некоторые из них умерли в детстве. Профессиональная жизнь Баха протекала при протестантских церквах.Он оставил огромное творческое наследие. Это 200 духовных и светских кантат, 6 Бранденбургских концертов, 145 прелюдий и хоралов для органа, 48 прелюдий и фуг, составляющих сборник «Хорошо темперированного клавира», 4 концерта, 4 пассиона, из которых до нашего времени дошли только «Страсти по Иоанну» (1724) и «Страсти по Матфею» (1727/1729), атакже большое количество других произведений. Несмотря на столь значительный объем и жанровое разнообразие, творчество Баха производит впечатление удивительной внутренней цельности. Музыкальный мир Баха христоцентричен. Он - художник- мистик, сумевший передать посредством музыкальных форм свое ощущение великой тайны Божьего присутствия в мире, тайны Боговоплощения, которую нес в себе Иисус Христос. «Бах понятия не имел об искусстве для искусства, он был слишком занят искусством, творимым ради Бога» (Дж. Сэмпсон). Для него создание музыкальных произведений и их исполнение было не просто главным делом жизни, а делом веры, служением Богу. Он рассматривал творчество как возможность общения с живым Богом, как форму прославления Бога. Через его органные произведения, оратории, мессы, кантаты прихожане имели возможность ощущать присутствие Бога.Полифонизм музыкального мышления Баха проявляется в том, что мелодия строится у него на эмоциональных интонациях, носящих не индивидуальный, а хоровой характер. Язык барочного искусства с его способностью воссоздавать драматизм и контрасты бытия, а также всю гамму сопутствующих ему страстей и мук как нельзя лучше подходил для создания картин земной жизни Спасителя, его страданий, распятия, смерти и воскресения. Подобно Лейбницу, который в своей философской теодицее сумел возвыситься до постижения Божьего промысла, ведущего людей сквозь тьму к свету, через зло к добру, Бах создал теодицею в звуках, воспевающую божественный миропорядок. Впоследствии Гете признавался: «Когда я слушаю музыку Баха, мне кажется, что я внимаю звукам вечной гармонии, духу Божьему, витавшему над Вселенной при сотворении мира».Музыка Баха исполнена высокого трагизма. Если в античной и средневековой музыке еще отсутствовали формы и жанры, позволявшие воссоздавать трагическое мироощущение человека, то в XVII в. такие музыкальные средства появляются вместе с развитием оперы, вниманием к феномену мелодии с сопровождением и утверждением полифонии нового склада.Кантаты и пассионы Баха - это музыкальные мистерии, выражающие глубокое сочувствие страданиям Христа. В них присутствуют образы страданий, душевных мук, а также пронизанные скорбью размышления о неизбежной смерти, о дарованной человеку возможности спасения души и тайне загробной жизни. «Героем Баха - явным или подразумеваемым - становится не бунтующий или дерзновенный действующий герой, а Христос, человек, принявший смертные муки за других, страстотерпец, чистый и бескорыстный до конца... Тема Христа-человека у Баха, а за ней и страдающего человека вообще, приобретает трагедийный смысл, становится основной трагической темой, порождающей не христианское смирение, а именно «страх и сострадание» в их очистительнотрагедийном значении... В глазах Баха героичными были не протест, не бунт, не восстание (хотя смутные образы бурь как движения масс и проходят в иных его хорах), а моральная стойкость, подвиг самопожертвования как символ победы человека над самим собой ради других» (Ливанова Т. Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. - М.: Музыка, 1977. - С. 285-286).Альберт Швейцер, протестантский теолог, философ, культуролог, автор фундаментального исследования о Бахе, изобразил немецкого композитора как поэта и живописца в музыке, как художника звука, свободно владеющего языком звуковых красок. «Его музыка, - писал Швейцер, - поэтична и живописна, потому что ее темы рождены поэтическими и живописными представлениями. Исходя из этих тем музыкальная композиция развертывается в совершенное архитектурное сооружение, построенное из звуков. Музыка, которая по самой своей сути является поэтической и живописной, предстает перед нами как готическая архитектура, претворенная в звучание. Самое великое в этом искусстве, которое так исполнено жизни, так удивительно пластично и уникально по совершенству формы, - это тот дух, которым веет от него. Душа, от земных тревог страстно стремящаяся к покою и уже вкусившая его, в этой музыке дает возможность другим приобщиться к ее духовному опыту» (Швейцер А. Жизнь и мысли. - М., 1996. - С. 41)Примечательна посмертная судьба баховского наследия. Эпоха Просвещения с присущим ей духом расширяющейся и захватывающей все сферы культуры секуляр- ности привела к тому, что музыкальное богословие Баха оказалось вначале на периферии эстетических интересов массового сознания, а затем вообще очутилось за его пределами. Трудно сказать, сколько десятилетий продолжалось бы это забвение, если б в 1829 г. в Берлине не состоялось исполнение Ф. Мендельсоном «Страстей по Матфею». Это «величайшая музыкальная драма из всех когда-либо созданных. Тут не приходится подыскивать эпитеты, достаточно сказать, что эта музыка всегда на уровне своей наводящей ужас темы» (Дж. Сэмпсон).Последующее, уже более не прерывающееся присутствие музыки Баха в духовноэстетической жизни Запада, а затем и России, явилось не громким, но убедительным свидетельством того, что христианский мир не собирался открещиваться от своих христианских корней. Несмотря на продолжающееся наступление секуляризма, позитивизма, атеизма, материализма, христианство никуда не исчезло, оно похожее на реку, которая на коротком участке временно ушла под землю, продолжая там свой ток. Художественно-эстетическое сознание композиторов, музыкантов, слушателей сохраняло на очень глубоких уровнях свою привязанность к христианским ценностям жизни и культуры.◘ Лит.: Друскин М. С. Пассионы и мессы И. С. Баха. - Л., 1976; Швейцер А. И. С. Бах. - М., 1965.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.